Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование семейных ценностей на уроках литературы

Русская литература 19 века, обращенная к личности человека, являющаяся по своей сути назидательной в высоком смысле этого слова, т.е. формулирующая проблемы и предлагающая   способы их решения, достаточно большое время отводит описанию внутрисемейных отношений своих персонажей. Причем показываются примеры как позитивные, так и негативные, направленные на разрушение личности.

Авторы недвусмысленно дают понять, как, по их мнению, следует воспитывать  ребенка, какие ценности необходимо культивировать в семье, какие традиции сохранять, а от каких отказываться.  Культ семьи, характерный для подавляющего большинства россиян 19 века, осознание ее значимости – прекрасный материал для размышления и обсуждения с учащимися на уроках литературы.

 Вспомним названия некоторых произведений курса литературы 19 века: «Гроза», «Обломов», «Отцы и дети», «Кому на Руси жить хорошо», «Война и мир», «Вишневый сад».

В каждом из них семейным отношениям посвящены многие страницы.

Страдает Катерина в семье мужа – семье, где царят ханжество, лицемерие, жестокость даже по отношению к близким. Именно такие отношения формируют трусливого, забитого Тихона, хитрую Варвару, приводят к гибели Катерину. И рядом же – описание идиллического, светлого, наполненного верой и любовью детства Катерины. Читатели могут догадываться, что этот мир более напоминает прекрасный сон – недаром автор не упоминает никаких конкретных деталей, даже имен родителей героини, но именно такой мир способен обогатить душу ребенка,  сформировать те качества,  которые формируют личность независимую и свободную. На уроке учащиеся составляют  цветовую схему мира Катерины и Кабанихи. В первом – свет, яркие тона, во втором – темнота, мрак, которые и толкают женщину к самоубийству.

Однако вседозволенность и свобода – понятия диаметрально противоположные. Лелеют и балуют маленького Илюшу Обломова до такой степени, что отбивают желание ко всякой форме деятельности.  Полное отсутствие обязанностей, потакание капризам ребенка вырастили человека, не способного к самореализации, более того, не способного к самостоятельной жизни. Сравнительная характеристика семейного мира Обломова и Штольца показывает, как безграничная родительская любовь может испортить ребенку жизнь. Учащиеся делают вывод: семейное воспитание базируется на определении обязанностей ребенка.   

 Таким образом, идеал семейных отношений иногда дается методом от противного.

Но как бы ни складывались судьбы детей, как бы дети не перерастали родителей в интеллектуальном отношении, любовь и уважение к старшим – основа счастья самого младшего поколения.

Сложные отношения в семье героев романа «Отцы и дети».  Стремясь утвердиться, подражая своему другу-кумиру, свысока разговаривает со своим отцом Аркадий Кирсанов, не понимая, как что его мягкий и добрый отец – прекрасный честный человек, достойный уважения. Но их взаимная любовь и привязанность позволяют преодолеть непонимание. И вот Аркадий Кирсанов, словно фальшивую ноту, убирает развязный и покровительственный тон  в общении с отцом, а циничный Базаров перед смертью признается в любви к своим старикам и просит Одинцову не покинуть их в трудный момент.

Образец любви к матери – Аня из пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад». Семнадцатилетняя девушка едет за  матерью через всю Европу, чтобы привезти ее домой после затянувшегося вояжа по Европе. В дороге Раневская, промотавшая деньги с любовником, щедро сорит последними деньгами. А после того, как имение продано, опять собирается возвратиться в Париж, оставив дочерей (родную и приемную) на произвол судьбы. Казалось бы, уж ей, далекой до идеала материнства, нельзя рассчитывать на сострадание дочери. Но вот сцена: Анна на коленях перед матерью, и ей, Любови Андреевне Раневской, обращены полные любви слова дочери:

 Доверительны и прекрасны отношения между родителями и детьми в семье Ростовых, героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Трогательная сцена: Наташа забирается в постель к матери, чтобы поделиться   секретами, хорошо знакома многим детям. Самый близкий человек – это мать, и как важно взаимопонимание между матерью и детьми. Об этом необходимо говорить и с родителями. Пусть дети знают: в  самые трудные минуты жизни мать будет рядом, поможет, утешит. Тогда и горе уменьшится вполовину. Именно так  поступают герои романа Толстого: все члены семьи Ростовых, за исключением холодной и будто чужой Веры,  преданы друг другу и объединяются перед общей бедой – смертью Пети. Глава семьи, граф  Ростов, не задумываясь, идет на помощь сыну, проигравшему огромную сумму денег. И все это – без слова упрека.

Постепенно, из урока в урок, у учащихся формируется образ семьи, столь необходимой человеку  в любые времена.

Это, на мой взгляд, и есть образец отношения в семье: единение в минуты горя, желание поддержать родного человека. А воспитывается это тогда, когда в семье культивируются уважение к старшим,   забота о младших, любовь и взаимоуважение.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: OKRYLOVA (12.12.2011)
Просмотров: 2441 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: