Главная » Статьи » Мои статьи |
Русская литература 19 века, обращенная к личности
человека, являющаяся по своей сути назидательной в высоком смысле этого слова,
т.е. формулирующая проблемы и предлагающая способы
их решения, достаточно большое время отводит описанию внутрисемейных отношений
своих персонажей. Причем показываются примеры как позитивные, так и негативные,
направленные на разрушение личности. Авторы недвусмысленно дают понять, как, по их мнению,
следует воспитывать ребенка, какие
ценности необходимо культивировать в семье, какие традиции сохранять, а от
каких отказываться. Культ семьи, характерный
для подавляющего большинства россиян 19 века, осознание ее значимости –
прекрасный материал для размышления и обсуждения с учащимися на уроках
литературы. Вспомним названия некоторых произведений курса
литературы 19 века: «Гроза», «Обломов», «Отцы и дети», «Кому на Руси жить
хорошо», «Война и мир», «Вишневый сад». В каждом из них семейным отношениям посвящены многие
страницы. Страдает Катерина в семье мужа – семье, где царят
ханжество, лицемерие, жестокость даже по отношению к близким. Именно такие
отношения формируют трусливого, забитого Тихона, хитрую Варвару, приводят к гибели
Катерину. И рядом же – описание идиллического, светлого, наполненного верой и
любовью детства Катерины. Читатели могут догадываться, что этот мир более
напоминает прекрасный сон – недаром автор не упоминает никаких конкретных
деталей, даже имен родителей героини, но именно такой мир способен обогатить
душу ребенка, сформировать те качества, которые формируют личность независимую и
свободную. На уроке учащиеся составляют цветовую
схему мира Катерины и Кабанихи. В первом – свет, яркие тона, во втором –
темнота, мрак, которые и толкают женщину к самоубийству. Однако вседозволенность и свобода – понятия
диаметрально противоположные. Лелеют и балуют маленького Илюшу Обломова до
такой степени, что отбивают желание ко всякой форме деятельности. Полное отсутствие обязанностей, потакание
капризам ребенка вырастили человека, не способного к самореализации, более
того, не способного к самостоятельной жизни. Сравнительная характеристика
семейного мира Обломова и Штольца показывает, как безграничная родительская
любовь может испортить ребенку жизнь. Учащиеся делают вывод: семейное
воспитание базируется на определении обязанностей ребенка. Таким образом,
идеал семейных отношений иногда дается методом от противного. Но как бы ни складывались судьбы детей, как бы дети не
перерастали родителей в интеллектуальном отношении, любовь и уважение к старшим
– основа счастья самого младшего поколения. Сложные отношения в семье героев романа «Отцы и дети».
Стремясь утвердиться, подражая своему
другу-кумиру, свысока разговаривает со своим отцом Аркадий Кирсанов, не
понимая, как что его мягкий и добрый отец – прекрасный честный человек,
достойный уважения. Но их взаимная любовь и привязанность позволяют преодолеть
непонимание. И вот Аркадий Кирсанов, словно фальшивую ноту, убирает развязный и
покровительственный тон в общении с
отцом, а циничный Базаров перед смертью признается в любви к своим старикам и
просит Одинцову не покинуть их в трудный момент. Образец любви к матери – Аня из пьесы А.П. Чехова
«Вишневый сад». Семнадцатилетняя девушка едет за матерью через всю Европу, чтобы привезти ее
домой после затянувшегося вояжа по Европе. В дороге Раневская, промотавшая
деньги с любовником, щедро сорит последними деньгами. А после того, как имение
продано, опять собирается возвратиться в Париж, оставив дочерей (родную и
приемную) на произвол судьбы. Казалось бы, уж ей, далекой до идеала
материнства, нельзя рассчитывать на сострадание дочери. Но вот сцена: Анна на
коленях перед матерью, и ей, Любови Андреевне Раневской, обращены полные любви
слова дочери: Доверительны и прекрасны отношения между
родителями и детьми в семье Ростовых, героев романа Л.Н. Толстого «Война и
мир». Трогательная сцена: Наташа забирается в постель к матери, чтобы поделиться
секретами, хорошо знакома многим детям. Самый
близкий человек – это мать, и как важно взаимопонимание между матерью и детьми.
Об этом необходимо говорить и с родителями. Пусть дети знают: в самые трудные минуты жизни мать будет рядом,
поможет, утешит. Тогда и горе уменьшится вполовину. Именно так поступают герои романа Толстого: все члены
семьи Ростовых, за исключением холодной и будто чужой Веры, преданы друг другу и объединяются перед общей
бедой – смертью Пети. Глава семьи, граф Ростов,
не задумываясь, идет на помощь сыну, проигравшему огромную сумму денег. И все
это – без слова упрека. Постепенно,
из урока в урок, у учащихся формируется образ семьи, столь необходимой
человеку в любые времена. Это,
на мой взгляд, и есть образец отношения в семье: единение в минуты горя,
желание поддержать родного человека. А воспитывается это тогда, когда в семье
культивируются уважение к старшим,
забота о младших, любовь и взаимоуважение. | |
Просмотров: 2441 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |