Главная » Файлы » Мои файлы

Вначале было Слово
12.12.2011, 22:11

Классный час «Вначале было Слово»

 

Цель: способствовать формированию речевой  культуры учащихся: бережному отношению к слову; негативному отношению к нецензурной речи.

                         Ход классного часа

1.     Вступительное слово учителя.

Сколько слов произносится людьми... А слова -они важные. Это информация. Если принять за неоспоримость то, что слово материально. Если верить, что слово - это энергия.
    А энергия бывает разной: положительной (позитивной) и отрицательной (негативной). Значит, и всё, что мы произносим, можно разделить на эти две большие группы.
    К сожалению, сегодня, в век техники и инноваций, слова потеряли своё истинное предназначение. Сколько пустых, никому не нужных слов осталось висеть в воздухе. Ведь сказанное нами не исчезает. Оно продолжает витать над нами, всё также отдавая свою энергию. А сколько слов, заряженных негативной энергетикой, продолжают разрушать общество? Сколько мата и ругательств мы повседневно слышим на улицах, видим в интернети и СМИ. Негативная энергия этих слов преследует нас и в реальном, и в виртуальном мирах.
    Слово выводит человека из себя, меняет судьбы, разбивает отношения и даже убивает.
    "...словом можно спасти."
    Не спорю. И даже поддерживаю это мнение и могу доказать на конкретных фактах. Вспомним, например, святого Серафима Саровского. Он творил чудеса, исцелял людей, которые постоянно тянулись к нему. И значимую роль в этом играло именно слово. "Христос Воскресе, радость моя."-именно этими словами старец встречал всех, пришедших к нему. Всех, от генерала до пьяницы; от богача до нищего... Всем Серафим Саровский дарил радость, тепло, счастье. А речь идёт, как о спасении на духовном, так и на материальном уровне. Эти добрые слова вселяли надежду, исцеляли душу, позволяли по новому взглянуть на жизнь. Они были, как плечо, заботливо подставленное споткнувшемуся на жизненном пути человеку, позволяя ему идти дальше без синяков и садин.
    И в заключение  приведу строки поэта В. Шефнера:
    Словом можно убить,словом можно спасти,
    Словом можно полки за собой повести.
    Словом можно продать, и предать, и купить,
    Слово можно в разящий свинец перелить.

2.     Комментарий эпиграфа.

Ребята, прочитайте, пожалуйста, эти слова. Как вы их понимаете?

Молчат гробницы, мумии и кости.

Лишь Слову жизнь дана.

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь письмена.

И нет у нас иного достоянья.

Давайте же беречь

Хоть в миру сил в дни горя и страданья

Наш дар бесценный – речь.

                                      И.Бунин.

Словом можно убить,

словом можно спасти,

словом можно полки за собой повести.

                                       В. Шефнер      

Почему Слово пишется с большой буквы? (Слово – это олицетворение нашего сознания. В Библии первые строки: «В начале было Слово» 

Почему жизнь дана только Слову? (Запечатленное в  рукописях слово остается  и после смерти человека.  Более того, о жизни людей мы судим по памятникам  литературы.)

Почему надо беречь Слово? ( в Слове отражается история, культура человечества.)

Как мы можем беречь Слово? (Если Слово отражает нашу культуру, то мы должны следить за своей речью, не допускать ненормативной лексики, которая обедняет нашу речь. Речь отражает наш уровень мышления. Чем больше речевой запас, тем образованнее человек.)

 

 

Как вы понимаете эти строки?

 

3.     Работа по группам. Ролевая игра.

Ребята, давайте понаблюдаем, что происходит с нашей речью.

Меняется ли она?

(Класс делится на группы. Каждая группа получает задание.  1 – составьте словарь школьника. 2 – составьте словарь компьютерщика.)

Учащиеся зачитывают свои словари.

Учитель: Ребята, вы услышали словарики. Скажите, какие слова заменяют литературные слова, а какие обозначают новые понятия?

Хорошо это или плохо, когда в нашу речь входят такие слова?

 

4.     Беседа с учащимися.

А теперь поговорим о нецензурной речи. Довольно часто можно услышать: ну что здесь такого? Эти слова передают наши эмоции.

Согласны ли вы с этим?

Чем опасна бранная речь? (вспомните слова: как вы яхту назовете, так она и поплывет. Если вы привыкли общаться с помощью ненормативной лексики, то, по всей вероятности, ваши отношения с людьми, в том числе и семейные, будут строиться на неуважении. Кроме того, бранная речь обедняет наш лексикон, а следовательно, делает нас глупее.)

Составьте речь «Чем опасны бранные слова?». Убедите слушателей в том, что без них наша речь станет лучше, а общение приятнее.

 

5.     Рефлексия.

Составление синквейна.

   Слово

2 прилагательных (признаки )

3 глагола (что может слово)

фраза из 4 слов

1 слово — вывод.

 

Прекрасное, могучее

помогает, вдохновляет, направляет.

Слово — наш друг и помощник.

  Мудрость.

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: OKRYLOVA
Просмотров: 2070 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: