Главная » Статьи » Мои статьи |
Фольклорные мотивы в творчестве Блока Крылова О.А., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 28, Заслуженный учитель РФ. А. Блок воспринимается нами как поэт, творчество
которого пронизано мистическим восприятием мира. Однако напевы родной земли, ее страдания и боль вошли в поэзию А. Блока. И если говорить о
фольклорных мотивах не только как об использовании определенной лексики, но и
как о системе образов, то его поэзия, как и вся поэзия символистов, пронизана
любовью к прошлому русского народа и стилизованному быту русской деревни, к
«русскому духу» и художественному фольклору. Эти своеобразный «национализм» и
«фольклор» имеют те же корни, что и
любовь символистов к прошлому. Он порожден психологической природой символизма
– его романтической, лирико-мечтательной природой. У А. Блока это
связано, прежде всего, с отношением поэта к народу. «Мужики никогда не
вульгарны», - так пишет он в записных книжках. С гордостью говорит он о
знакомстве с Клюевым: «Клюев – большое событие в моей осенней жизни…». Однако
реальная жизнь простого народа удалена от поэта. Россию видит он «из окна
железной дороги, из-за забора помещичьего сада, да с пахучих клеверных полей».
Она знакома ему по прозе Гоголя, стихам Некрасова, балладам Жуковского,
создавших удивительно прекрасный, яркий и противоречивый мир российских
просторов. Россия долгое время оставалась для Блока страной тайны («и в тайне
почивает Русь»), ее реальность не всегда понятна, а потому полна
опасностей неразрешимых загадок: «Вот
она, русская действительность – всюду, куда ни оглянешься, даль, синева и
щемящая тоска неисполнимых желаний… ». Тем более удивительно глубокое проникновение поэта в реальность
русской жизни, в душу русского мужика, его пророческие строки о русской революции. Какой мы видим Русь в его стихах? Прежде всего,
страной «преданий старины глубокой». Образы сказочных существ, пришедшие из
языческого прошлого, соседствуют с христианским мироощущением. На необъятных
просторах, опоясанных реками, окруженных дебрями, живут ведуны и колдуны, ведьмы и ворожеи. Но они, словно герои
«Вечеров на хуторе близ Диканьки», не внушают страха, а скорее отражают
добродушную усмешку мужика, живущего в ладу с лешими, домовыми и прочей нечистью. Русский человек,
выросший в мире преданий и сказок, умеет приручить и обуздать нечистую силу.
Поэтому и чертенят из одноименного стихотворения можно прогнать кнутом, а сам
черт – «захудалый», и сидит он в болоте тише воды и ниже травы. Да и само слово
«колдун» в устах поэта звучит не зловеще:
«хитрыми и мудрыми колдунами» зовет он Лермонтова и Гоголя. Колдовской силой наполнены женские образы стихов
А.Блока. Пожалуй, образ Прекрасной Дамы мог возникнуть только благодаря
Русскому, национальному началу, несмотря на сложный противоречивый ее генезис:
она и земное воплощение Пречистой Девы (сравните с образом Божьей Матери),
Вечной Женственности, она же, по В. Соловьеву, воплощение хаоса. Но именно
национальное начало явственно проступает во вступлении к циклу «Стихов о
Прекрасной Даме»: Отдых напрасен. Дорога крута. Вечер напрасен. Стучу в ворота… Терем высок, и заря замерла. Красная тайна у входа легла. Царевна из русской сказки, узорчатый терем, речной
жемчуг – парадное украшение женского наряда, в том числе и свадебного – все это
зримые черты былинной Руси. А сама царевна предстает перед нами не кроткой и
покорной, как подобает молодой девице, а свободной и властной: Кто поджигал на заре терема, Что возводила царевна сама? Ты ли меня на рассвете ждала? Терем зажгла? Ворота отперла? Такой же беспокойной и властной видим мы красавицу
Младу в стихотворении «Прискакала дикой степью». Ее натуре, стихийной и
вольнолюбивой, чужды страх и сомнение, несвобода лирического героя: Долго ль будешь лязгать цепью? Выходи плясать ко мне! Но полночный путь Млады лежит туда, где нет места изнеженному цивилизованному человеку в
оковах условностей этого мира. Разговор ее с лирическим героем – продолжение
вечной полемики человека стихии, носителя народного духа, с человеком
цивилизации: Земфиры и Алеко, Бэлы и Печорина. Поэтизируя не покорность, а
дикую силу, вольность, неуемность желаний, Блок предлагает нам свое видение
России – отчаянной, неудержимой в горе и радости – такой же, как в русских
песнях, прославляющих свободу и непокорность судьбе. Правда, со временем внешние черты ее образа
трансформируются: «в непробудном сне царевна» из стихотворения «Дали слепы, дни
безгневны…», молчаливая и тихая: «Постояла она у крыльца … и поднять не посмела
лица» в стихотворении «На весеннем пути в теремок». И наконец, «Россия, нищая Россия», покрытая в «плат
узорный до бровей». Однако взор мгновенный да разбойная краса не оставляют сомнений: в ней та же сила и
страсть. Поэтому «не пропадешь, не
сгинешь ты». Наиболее полно образ Родины представлен в стихах А.
Блока 1906 – Где все пути и все распутья Живой клюкой измождены, И вихрь, свистящий в голых прутьях, Поет преданья старины. Такой образ Родины, находящейся в вечном движении,
найдет продолжение и в других произведениях Блока, а тема дороги возникнет в
хорошо известных стихах: «На поле
Куликовом», «Россия», «На железной дороге» и др. Ее путь – странников, паломников, нищих, юродивых,
преступников и праведников – вечный путь поиска истины, не закончен и сегодня.
И тишина на Руси обманчива. Время новых потрясений приближалось и для поэта: «…
сон этот кончается, писал А. Блок, - тишина сменяется отдаленным и возрастающим
гулом… Бросаясь к народу, мы бросаемся прямо под ноги бешеной тройке, на верную
гибель». | |
Просмотров: 7633 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||